skip to Main Content

Класс Торнадо

Класс Торнадо

Автор текста: Железнов Сергей, 5 апреля 2019

Класс Торнадо — это катамаран, в котором экипаж состоит из двух человек. Как нам хорошо известно, катамараны Торнадо ходят очень быстро. Если проводится регата для нескольких классов, то катамараны Торнадо всегда стартуют первыми и через очень короткое время оказываются где-то около горизонта. Их скорость обычно превышает скорость ветра. Я бы даже сказал, что они не ходят, а летают. Причины того, почему они ходят так быстро, нам, простым яхтсменам, не понятны.

Это широкая, почти квадратная штука, которую даже трудно назвать лодкой. У этой лодки ведь нет даже спинакера или генакера. Есть только два паруса: стаксель и грот. Если посмотреть на грот, то мы увидим сквозные латы, что придаёт парусу жёсткость. Когда мы делаем поворот, бывает, что нужно дёргать за гик, чтобы латы прогнулись в другую сторону, чтобы придать парусу форму для другого галса. Два узких и длинных поплавка, два шверта, два руля. На этой лодке обычно не ходят полными бакштагами и на фордака, а только крутыми бакштагами. То есть лодка на любом курсе ходит как в лавировку. Кроме того, обычно грамотные рулевые удерживают лодку на галсе в лавировку на одном поплавке, что ещё больше ускоряет Торнадо, поскольку, когда лодка идёт на одном поплавке, а второй висит в воздухе, то понятно без формул — лобовое сопротивление будет меньше. И скорость больше.

Свернуть
Специалисты по гидро и аэродинамике будут произносить умные слова, типа: «Соотношение сопротивления движению лодки со стороны водной среды по отношению к силе тяги парусов позволяет на определенной фазе движения лодки создавать усиливающийся эффект, выражающийся в нарастании вымпельного ветра, что выливается в последующее ускорение, что приводит к ещё большему усилению вымпельного ветра (и так далее и тому подобное)».

Я же, когда первый раз сел на Торнадо, и увалился, то почувствовал, что эта машина рванула вперёд так, что я чуть не остался за кормой. Я понял, что нужно держаться за эту лодку, чтобы она на сбросила меня, поскольку эта лодка чрезвычайно резвая и резкая. Ничем иным, кроме как чудом, я не могу назвать то, что делает эта лодка.

Что касается физических данных, которые спортсмен должен иметь для того, чтобы выигрывать на этой лодке, то мы сталкиваемся с интересной ситуацией — никаких особо выдающихся физических данных не нужно. Вес может быть от 60 до 85 кг, рост может быть от 165 до 190 см.

Лидирующие гонщики были в возрасте 25 лет и в возрасте 60 лет. Последнее не шутка. Пауль Эльвстрём практически поделил третьем место на Олимпиаде в в 1984 году, будучи в возрасте 56 лет.

То есть эта лодка как бы говорит:

«Если у тебя есть ко мне подход, то я смогу тебя довезти до финиша быстрее всех. Если ты чайник, то физическая сила и ловкость тебе никак не помогут».

Катамаран пытались исключить из программы Олимпиады в 2008 году, но, видимо сильно заскучав по этой безумной скоростной машине, в программу Олимпийских игр снова включили катамаран, только другого класса, Накра 17 (Nacra 17). Так что Олимпиада без катамаранов никак не может обойтись.

Наиболее известные наши гонщики это Виктор Потапов (рулевой) и Александр Зыбин (шкотовый) – двукратные Чемпионы Мира (1978 и 1980 гг), Чемпионы мира Юрий Коновалов и Сергей Кравцов (1988 г.). Андрей Кирилюк (рулевой) и Валерий Ушков взяли бронзовую медаль на Чемпионате Европы в 2003 году и серебряную медаль в 2007 году (тоже Чемпионат Европы).

Длина корпуса (одного поплавка) 6 метров, ширина всей конструкции 3 метра (два поплавка и поперечины). Грот около 15 кв.м, стаксель около 5,5 кв. метров.

Класс Торнадо был спроектировал в Великобритании в 1967 году. Класс был в составе Олимпийских классов с 1976 года до 2008 года. В общей сложности в мире более 4000 лодок этого класса. Класс продолжает развиваться, проводятся Чемпионаты Мира и Европы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *