skip to Main Content

Класс Кадет (Cadet)

Класс Кадер

Автор текста: Железнов Сергей, март 2019

Класс Кадет, так же, как и класс Оптимист, был специально придуман для детей. В этом классе можно ходить с 8 до 16 лет. Длина лодки уже не 2,31 метра, а 3,2 метра. Эта лодки имеет уже не один парус, а три паруса – два паруса, грот и стаксель, стоят постоянно, а третий – спинакер, ставится, когда ветер дует сзади.

Как правило, сначала рулевой ходит на Оптимисте, а потом пересаживается на Кадет.

Но самое главное не в этом, сколько там парусов, главным является то, сколько в этой лодки людей. А в этом классе ходят по двое.

Получается, что один матрос, а другой капитан. Кто же матрос? Матрос это шкотовый. А кто капитан? Капитан — это рулевой. Рулевой сидит ближе к корме и держится за руль. Шкотовый сидит ближе к носу и держится за шкот. Вроде бы всё понятно, один командует, другой выполняет.

В прошлой статье я писал, что наиболее важным качеством, которое вырабатывает парусный спорт, является умение принимать самостоятельные решения. Значит получается, что рулевой, перейдя на Кадет, поскольку это класс для более старших рулевых, продолжает учиться принимать решения, а шкотовый не учится этому?

Это не так. В спорте высоких достижений принято считать, что вклад в победу в классах-двойках рулевого и шкотового 50 на 50, то есть одинаковый.

Свернуть
В хорошо слаженном экипаже шкотовый сам принимает решения, добрать шкот или потравить, выйти на трапецию или же оставаться в лодке. Кроме того, для рулевого очень важна скорость лодки, и он должен быть сосредоточен на волне и на том, как её обработать, а также как настроить паруса. Шкотовый же имеет возможность смотреть за ветром, дистанцией, соперниками и говорить, куда надо идти. То есть шкотовый может быть тактиком на лодке-двойке.

Я начал ходить на Кадете со своим шкотовым Игорем, когда мне было 12 лет, а ему 11 лет. Причём от был всегда выше меня, а потом стал выше на целую голову. Мы закончили ходить в одном экипаже, когда мне было 21 год. То есть мы ходили, с небольшими перерывами, в одном экипаже 9 лет.

Например, Игорь говорил, что если он видел, например, что наша лодка движется на какую-то палку, которых много плавает в море, и он видел, что я занят настройкой парусов, и не смотрю вперёд, то Игорь, не говоря ни слова, менял курс лодки и объезжал эту палку. Как он это делал? – удивитесь Вы, -—Ведь он же не держится за руль? Мой ответ таков: он весом своего тела может изменить крен лодки, то есть наклонить её. В этом случае, если руль останется в прежнем положении, лодка изменит курс. А я в это время держал руль так же, как и раньше, и поэтому лодка меняла курс, обходила палку, а потом Игорь устанавливал старый крен и лодки по-прежнему шла прямо.

На мой взгляд, главное, что могут дать лодки-двойки, это умение работать в экипаже. Как говорили в СССР, работа в коллективе. Рулевой в лодке-двойке быстро понимает, что он не может победить, если у него шкотовый плохо работает, не делает то, что должен делать, или же у рулевого плохие отношения со шкотовым. Рулевой со временем понимает, что даже если матрос делает всё хорошо, и у них хорошие отношения в экипаже, всё равно сплачивание, притирка, отработка общих привычек занимает долгое время, не один месяц и не полгода.

Рулевой либо это понимает и выигрывает, либо не понимает и начинает проигрывать.

Если рулевой не понимает, что сидящий рядом с ним человек так же важен, как и он сам, то он проиграет, то есть будет наказан. И это наказание не будет связано с тем, что думают родители, учителя, бабушки. Наказание будет неизбежным и неотвратимым. Это понимание – ценности человека, который рядом с тобой, начинает воспитываться у ребёнка, как только он сел на Кадет. Это понимание приходит как к рулевому, так и к шкотовому.

Поэтому, как мне представляется, Кадет даёт ещё один важный навык ребёнку: даёт возможность не только принимать самостоятельные решения, но и прививает навыки работы в коллективе.

Сама конструкция класса была разработана английским конструктором Джеком Холтом в 1948 году. Есть разные сведения о том, кто создал этот класс. Одни говорят, что кадет создал яхтсмен Эдвард Хайлок на базе этой конструкции. Другие говорят, что в конце 1950-х проект Кадета был разработан яхтенным конструктором Кларком Миллзом из Флориды. Но это уже должны исследовать историки парусного спорта. Главное то, что класс Кадет успешно продолжает развиваться, он представлен во многих детских и юношеских парусных школах во многих странах мира. В этом классе проводятся Чемпионаты Мира и Европы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *