skip to Main Content
Класс Звёздный

Класс Звёздный

Класс Звёздный

Автор текста Железнов Сергей, 18 апреля 2019 года, Санкт-Петербург.

На гроте этого класса расположена красная пятиконечная звезда, которая является символом класса, что особенно приятно мне, родившемуся в СССР.

Напоминает известную песню:

— и от тайги до Британских морей Красная армия всех сильней

— так пусть же Красная сжимает властно свой штык мозолистой рукой…

Класс «Звёздный» является среди классов, участвовавших в Олимпийских Играх, уникальным.

Этот класс участвовал в Олимпиадах с 1932 года по 2011 год (за исключением Олимпиады-1976), что является абсолютным рекордом с точки зрения длительности жизни этого класса как олимпийского. Сам же класс был придуман в 1911 году и в настоящее время продолжает жить и развиваться. То есть этому классу более 100 лет. Понятно, что это монотип, то есть лодки по размерам не отличаются. Об этом мы говорить не будем.

Чем же так привлекателен этот класс?

Во-первых, это класс двойка, килевая яхта с большой свинцовой бульбой, которая висит под корпусом. В этом классе нет трапеции, то есть и рулевой и шкотовый висят за бортом на ремнях. Этот класс покорен все возрастам. Например, член сборной команды Ленинграда Чибор начал ходить в этом классе в возрасте 18 лет. Далее, Виктор Соловьёв, первый номер сборной Ленинграда, а дальше и первый номер сборной СССР в классе Звёздный успешно ходил в возрасте 25 лет, причём его шкотовому было уже за 40, а некоторые гонщики успешно выступали на Чемпионатах Мира и Европы в возрасте за 60 лет.

Свернуть
Во-вторых, очень интересная ситуация с парусами и мачтой. У этого класса нет спинакера. Вы скажете, что это за класс двойка, в котором нет спинакера? Это ведь ерунда? Но не торопитесь вспомните, что в классе Торнадо нет спинакера, а это очень скоростной класс. В классе Звёздный огромный грот, и он даёт такую силу, что хватает. А мачта больше похожа на хлыст, чем на столб. Очень тонкая и гибкая мачта, со все сторон окружённая краспицами, вантами, штагами, бакштагами – каких снастей там только нет – целая паутина стальных тросов, подпорок и верёвок вокруг мачты. Неопытном яхтсмену достаточно легко сломать эту мачту, а опытном такая система даёт возможность настроить парус под себя. Один только пример – разговоры в бане после гонки про углы атаки и срывы воздушных потоков представлялись нормальными и понятными среди тех, кто ходил в этом классе.

В-третьих, концентрация опытнейших зубров парусного спорта была настолько велика, что даже придумали специальное обозначение регалий. Серебряная звезда на парусе обозначает серебряную медаль на Чемпионате Мира. Золотая звезда – золотая медаль. Золотые полоски под звёздами на парусе обозначают, сколько раз выиграл Чемпионат Мира, серебряные – сколько раз получил серебряные медали. Нередки случаи, когда на гонках среди 10 лодок 7 имеют золотые звёзды на парусах.

У Вас может возникнуть вопрос: почему так важна концентрация сильных гонщиков? Ведь если меньше конкуренция, то легче получить медаль? А дело в том, что главной задачей является не медаль, а совершенствование спортсмена. Медаль является лишь следствием совершенства спортивных навыков. Золотая медаль свидетельствует, что яхтсмен был самым сильным на этой регате.

Как стать самым сильным? Для этого нужны специальные условия, а именно – нужно, чтобы гонщики, примерно равные по классу, образовали группу и выступали вместе на регатах, отрабатывая друг на друге тактические, технические и прочие приёмы спортивной борьбы. Если речь идёт о новичках, то новички и должны проводить регаты вместе, если речь идёт о национальной сборной России, то национальная сборная и должна выступать вместе и тренироваться вместе. А если речь идёт о чемпионах Мира и Европы, то эти ребята и должны проводить вместе время на сборах и регатах. Тогда и будет равная борьба, которая, как известно, и ведёт к совершенствованию яхтсмена.

Многие мои коллеги считают, и я ними совершенно согласен, что если на регатах участвует больше 30 лодок, то флот как-бы разделяется на три группы – это первая пятёрка, далее ещё 10 лодок, то есть с 6 под 15 место, а дальше все остальные. И мы видим, что борьба идёт в первой пятёрке, это первый флот, дальше борьба идёт во втором флоте и после этого в третьем флоте. Отдельные случайные попадания в отдельных гонках, например, из третьего флота в первый, то есть ходил двадцатым, а пришёл в одной гонке первым, практически не влияют на общий результат. Разделение на флоты происходит естественным образом, правилами соревнований это не предусмотрено и судьи на это не влияют. Просто так получается.

На практике это выглядит так – с самого старта первый флот уходит вперёд, не особо понимая, чем занимаются на старте все остальные (видимо у них остались какие-то дела на стартовой линии) и постоянно, на всех отрезках дистанции, наращивает отрыв от остальных лодок.

Поэтому проведения регат среди равных гонщиков наиболее полезно и главное, интересно для самих гонщиков.

Подводя итог сказанному, можно сказать, что по этим и ещё многим другим причинам в классе Звёздный гоняться очень интересно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *